На этой странице будет производиться анализ статьи «Влияние трения на движение инерцоида» из межвузовского сборника научных трудов за 1996 г. Статья цитируется с моими комментариями. Комментарии печатаются на зелёном фоне. В цитаты вошёл только материал, имеющий информационное значение или связан с анализом. Некоторые обозначения и стиль текста изменены для удобства ввода. Введены дополнения для более полного понимания математических выкладок. Цель анализа – показать, что использованные в работе числовые параметры, для программного моделирования виброхода, только доказывают, что реальное движение инерцоида не соответствует классической механике. Анализ будет состоять из двух частей. В первой части комментарии сопровождают текст статьи. Её задача выделить противоречия, интересные и проблемные места, определится с параметрами, которые надо использовать в модели, соответствующей опыту. Во второй части мы проведём программный анализ модели Евгения Леонидовича в более широком виде, при обоснованных экспериментом параметрах и без оптимизации Автора. Михаил Ost Часть 1 Редакция от 21.08.2011 г. |
ПРОБЛЕМЫ МЕХАНИКИ И УПРАВЛЕНИЯ УДК 531.314.2+519.62 Е. Л. Тарунин |
... Цель данной статьи — показать ещё раз (как это было сделано в [9] ), что движение инерцоида правильно описывается законами классической механики. ... 1. Сведения об инерцоидах [3]. Опишем кратко основные характеристики инерцоидов и укажем параметры, которые могут быть использованы при расчётах. Инерцоид обычно располагался на тележке, опирающейся на 4 колесика. На тележке располагался и электродвигатель (в первых конструкциях пружинный механизм). Электродвигатель вращает вертикальный вал, на котором синхронно, но в различных направлениях вращаются в горизонтальных плоскостях два рычага с грузиками на концах (один рычаг вращается по часовой стрелке, а другой — против). Двигатель включался периодически кратковременно для разгона грузиков в основном в поперечном направлении по отношению к оси инерцоида (рис.1). |
![]() |
Плоскости вращении грузиков были немного разнесены по высоте. Радиусы грузиков могут быть различными (по фото однотактного инерцоида с электроприводом различие в радиусах составляет около 20%). В математической модели отражены только две основные части инерцоида — корпус тележки и два рычага, расположенные симметрично относительно оси движения и оси инерцоида. В [3] отмечено, что "особое внимание необходимо уделять тормозному механизму, именно он регулирует верный режим работы инерцоида". Безусловно, это так (у Толчина В.Н. тонкое чутье механика-изобретателя), но, к сожалению, описание тормозного механизма [3] сводится лишь к формальной стороне (размеры, материал, способ крепления) без указания функциональных параметров. Сектора ускорения и замедления (торможения) грузиков были таковы: |
|
φ1 = 160° ≤ φ < φ2 = 180° – сектор торможения, |
|
φ3 = 330° ≤ φ < φ4 = 360° – сектор ускорения. |
(1.1) |
Эти сектора указаны в предположении, что угол φ (см. рис. 1,б) отсчитывается от оси x и значение φ = 0 соответствует нахождению грузиков впереди корпуса. Отметим, что указанное значение сектора торможения Δφ2 = 20° находится в противоречии с углом тормозного кулачка (рис. 26 [3]), равным 35°. |
\(\displaystyle γ=\frac{2m}{M_0}\). |
По данным табл. 1 эта величина изменялась от 0.274 до 0.46. |
Таблица 1 |
Параметры | N устройства и его название | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Однотактный с пружинным заводом | Со вёздочкой | С электроприводом | Мощный |
Масса инерцоида M0, г | 950 | 900 | 2600 | 5600 |
Масса грузика m, г | 130 | 150 | 600 | 1000 |
Радиус грузиков, см | 6 | 15 | 20 | 30 |
Ход вперёд S+, см | 9 | - | 18 | 45 |
Ход назад S-, см | 3 | - | 2 | 2 |
Путь за такт S = S+ - S-, см |
6 | 16 | 16 | 43(65) |
Трение покоя Fтп, г | 25 | 5 | 22 | 29 |
Трение качения Fтк, г | <6 | - | <6 | 10 |
Сила в импульсе, г | 80 | 450 | 2300 | 15000 |
Другой важной характеристикой устройства является масштаб длины |
|
\(S_0 =2 γ R\). |
(1.3) |
Эта величина определяет амплитуду колебаний механического вибратора при отсутствии трения. По данным [3], эта величина меньше хода вперёд S+ в 2–2.7 раза. |
При изменении настройки "пружинного" инерцоида с 1.0 до 0.3 сек, уровень центростремительных сил увеличивается в 11.11 раза, а средние силы сухого трения уменьшаются, так как, по мнению некоторых оппонентов инерцоид работает на спаде характеристики трения в зависимости от скорости. Однако факт, что это не приводит к существенным изменениям в параметрах движения, 90/30. Поэтому сторонники В. Н. Толчина задают вполне справедливый вопрос, а причём тогда здесь трение? Чувствительность параметров инерцоида к отношению (трение)/(центростремительная сила) весьма незначительна в заметном дипазоне частот, по факту реального опыта, при условии минимизации трения элементарно доступными способами, т. е. использования качественного колеса с большим отношением его диаметра к диаметру оси, в условиях смазки. Всякие разговоры о большом и нелинейном трении, двигающим инерцоиды, не имеет под собой никакой практической основы. Они является просто теоретическими вымыслами, которые стимулируются отсутствием других вариантов классического объяснения причин движения инерцоидов. |
3. Вывод уравнений Лагранжа и решение уравнений механического вибратора. Осуществим вывод уравнений, определяющих движение системы двух тел – корпуса тележки и вращающихся грузиков. Система координат изображена на рис. 1,б. Полная кинетическая энергия системы (лагранжиан) равна |
|
\(\displaystyle L=\frac{M v^2}{2}+\frac{2m(v_{xm}^2+v_{ym}^2)}{2}\); |
(3.1) |
здесь M – масса тележки, 2m – масса вращающихся грузиков. Между координатами оси тележки x и координатами грузиков xm и ym имеется жесткая кинематическая связь. |
|
\(\displaystyle x_m=x+Rcos(φ),~~~~~~~y_m= ± Rsin(φ)\). |
(3.2) |
Дифференцирование уравнения (3.2) по времени и подстановка в (3.1) даёт для кинетической энергии выражение |
|
\(\displaystyle L=\frac{M_0~v^2}{2}+m(ω^2 R^2-2R~v~ ω \cdot sin(φ))\). |
(3.3) |
\(\displaystyle v_{xm}=v-ω R sin(φ)~~~~~v_{ym}=±ωRcos(φ)\). \(\displaystyle L=\frac{Mv^2}{2}+\frac{2m((v-ω R sin(φ))^2+(ωRcos(φ))^2)}{2}=\) \(\displaystyle =\frac{Mv^2}{2}+m(v^2+ω^2 R^2 sin(φ)^2 - 2v~ ω R sin(φ)+ω^2 R^2 cos(φ)^2)=\) \(\displaystyle =\frac{Mv^2}{2}+m(v^2+ ω^2 R^2-2v~ ω~R \cdot sin(φ))\). \(\displaystyle L=\frac{M_0~v^2}{2}+m(ω^2 R^2-2R~v~ ω \cdot sin(φ))\). |
Здесь \(\displaystyle M_0=M+2m~-\) полная масса инерцоида, \(\displaystyle v=\frac{dx}{dt}~-\) скорость тележки, \(\displaystyle ω=\frac{d φ}{dt}~-\)
угловая скорость рычагов радиуса R. |
|
\(\displaystyle \frac{d}{dt}\left(\frac{∂L}{∂q'_{i}}\right)-\frac{∂L}{∂q_i}=Ψ_i\) |
(3.4) |
в котором qi – обобщённые координаты, а Ψi – обобщённые силы. В нашем случае для двух обобщённых координат (i = 1,2) |
|
q1 = x, q2 = φ |
(3.5) |
уравнения Лагранжа (3.4) приобретают вид |
|
\(\displaystyle \frac{dv}{dt}=γR\left(cos(φ)\left(\frac{dφ}{dt}\right)^2+sin(φ)\frac{dω}{dt}\right)+\frac{Ψ_x}{M_0}\) |
(3.6) |
\(\displaystyle L=\frac{M_0~v^2}{2}+mω^2 R^2- 2mR~v~ω~sin(φ)\); \(\displaystyle \frac{∂L}{∂v}=M_0~v-2mRω~sin(φ)\); \(\displaystyle \frac{d}{dt}\left(\frac{∂L}{∂v}\right)=M_0\frac{dv}{dt}-2mR\frac{dω}{dt} sin(φ)-2mRω^2~cos(φ)\); \(\displaystyle \frac{∂L}{∂x}=0\); \(\displaystyle \frac{d}{dt}\left(\frac{∂L}{∂v}\right)-\frac{∂L}{∂x}=M_0\frac{dv}{dt}-2mR\frac{dω}{dt} sin(φ)-2mRω^2~cos(φ)=Ψ_x\); \(\displaystyle M_0\frac{dv}{dt}=2mRω^2~cos(φ)+2mR\frac{dω}{dt}sin(φ)+Ψ_x\); \(\displaystyle \frac{dv}{dt}=γR ω^2~cos(φ)+γR\frac{dω}{dt} sin(φ)+\frac{Ψ_x}{M_0}\); \(\displaystyle \frac{dv}{dt}=γR\left(ω^2 ~cos(φ)+\frac{dω}{dt} sin(φ)\right)+\frac{Ψ_x}{M_0}\). |
|
\(\displaystyle \frac{dω}{dt}=\frac{sin(φ)}{R} \frac{dv}{dt}+\frac{Ψ_φ}{I}\). |
(3.7) |
\(\displaystyle L=\frac{M_0~v^2}{2}+mω^2 R^2- 2mR~v~ω~sin(φ)\); \(\displaystyle \frac{∂L}{∂ω}=2mωR^2-2mR~v~sin(φ)\); \(\displaystyle \frac{∂L}{∂φ}=-2m~v~ωRcos(φ)\); \(\displaystyle \frac{d}{dt}\left(\frac{∂L}{∂ω}\right)=2m\frac{dω}{dt}R^2-2mR\frac{dv}{dt}sin(φ)-2mR~v~ω~cos(φ)\); \(\displaystyle \frac{d}{dt}\left(\frac{∂L}{∂ω}\right)-\frac{∂L}{∂φ}=2m\frac{dω}{dt}R^2-2mR\frac{dv}{dt}sin(φ)=Ψ_φ\); \(\displaystyle \frac{dω}{dt}-\frac{dv}{dt} \frac{sin(φ)}{R}=\frac{Ψ_φ}{I}\); \(\displaystyle \frac{dω}{dt}=\frac{dv}{dt} \frac{sin(φ)}{R}+\frac{Ψ_φ}{I}\). |
Здесь Ψx(v) – сила сопротивления движению корпуса тележки (внешняя сила), Ψφ – момент сил, вращающий грузики,
\(\displaystyle γ=\frac{2m}{M_0}\), I = 2mR2 – момент инерции грузиков. |
|
vc = v - γ·R·sin(φ)·ω, |
dvc/dt = dv/dt - γ·R·(cos(φ)·ω2 + sin(φ)·dω/dt). |
(3.8) |
Отсюда и (3.6) следует, что при отсутствии внешней силы (Ψx = 0) ускорение центра масс тождественно равно нулю, или, что то же, – скорость движения центра масс dxc/dt = const. ... |
4. Решение уравнений Лагранжа. |
|
dv/dφ = {γR[cos(φ)·ω2 + sin(φ)·f2(φ)] + f1(v)}/(1 - γ·sin2(φ))/ω; |
(4.1) |
|
dω/dφ = sin(φ)·(dv/dφ)/R + f2(φ)/ω. |
(4.2) |
Полученные Е. Л. Таруниным уравнения движения виброхода, реализованного на базе центробежного вибратора, соответствуют трём законам Ньютона и функционально соответствуют моей модели виброхода, Программа виброхода; Движение центробежного вибратора. |
Порядок счёта соответствовал записи уравнений. Из первого уравнения исключено ускорение угловой скорости. Возможно аналогичное исключение ускорения корпуса инерцоида из второго уравнения. Это не сделано сознательно – при счёте уравнения (4.2) ускорение уже известно и вычисление нового значения ωn+1 (n – номер шага по времени) не вызывает затруднений. |
|
f1(v) = Ψx/M0. |
В случае кулоновского трения величина Ψx пропорциональна весу тела и коэффициенту трения μ: |
|
Ψx = -g·μ·M0·sign(v). |
(4.3) |
Следовательно, |
|
f1(v) = -g·μ·sign(v) ≡ -c1·sign(v). |
(4.4) |
c1 = g·μ; μ = c1/g. |
По данным [3] μ = (0.8 ÷ 2.5)·10-3; согласно справочникам, значение этой величины на 1–2 порядка выше. Отсюда следует, что возможные значения коэффициента c1 находятся в интервале 0.01 ÷ 2.5. |
Параметр c1 по модулю – ускорение массы инерцоида под действием силы трения, так как |
Функция f2(φ) определяет момент сил, вращающий грузики: |
|
f2(φ) = Ψφ/I, I = 2mR2. |
Функция f2(φ) не равна нулю на двух участках: на участке торможения от φ1 до φ2 и на участке ускорения рычагов от φ3 до φ4 см.(1.1). |
|
f2(φ) = c2 – const, φ3 ≤ φ ≤ φ4. |
(4.5). |
Значение c2 изменялась в расчётах от 20 до 65. |
Функция f2(φ) = c2 имеет размерность
[1/с2], т. е. это угловое ускорение. |
На участке торможения использовались две модели – модель с постоянным тормозящим моментом и модель с трением. В модели с постоянным тормозящим моментом (первая модель) |
|
f2(φ) = -c3, φ1 < φ < φ2, |
(4.6) |
а в модели с трением (вторая модель) |
|
f2(φ) = -c3·ω, φ1 < φ < φ2, |
(4.7) |
Часть расчётов была выполнена для значений φ1 и φ2, указанных в [3], хотя вычислительные эксперименты показали, что эти значения далеки от оптимальных. |
|
ΔE1 ≡ 0.5I(ω12 - ω02)/M0 = γ·R2·c2·(φ4 - φ3). |
(4.8) |
Аналогично на этапе торможения грузиков сиcтема теряет кинетическую энергию, пропорциональную величине |
|
ΔE2 = γ·R2·c3·(φ2 - φ1). |
(4.9) |
В установившемся режиме движения инерцоида разница ΔE1 - ΔE2 идёт на работу по преодолению силы трения (величины в (4.8)–(4.10) отнесены к полной массе M0): |
|
A = c1·S, S = x+ - x-. |
(4.10) |
В этой формуле S – полный путь движения инерцоида за период, состоящий из двух частей: движения вперёд x+ и движения назад (отрицательная величина) x-. Серии вычислительных экспериментов начались для параметров (значения φj соответствовали (1.1)) |
|
γ = 0.3, r = 0.3, c1 = 2.0, c2 = 20 |
(4.14) |
и различных значений c3 для поиска приемлемого значения тормозящего момента. Было найдено, что максимум средней скорости v ≈ 2.01 см/с достигается при c3 = 19 (дальнейший счёт и вёлся с этим фиксированным значением). |
К параметрам (4.14) ближе всего инерцоид "мощный". У него γ = 0.357, r = 0.3. Он проходит за такт расстояние в S = 43 см. При переходе к программному виброходу надо уменьшить это расстояние в 0.3/0.357 = 0.84. Поэтому S = 36.12 см. При периоде T = 1.04 сек, средняя скорость будет равна v = 34.73 см/c. Этот пересчёт соответствует принципу, доказанному на опытах с "пружинным" инерцоидом, что средняя скорость равна v = S/T. Обратите внимание, что 34.73/11.67 = 2,98 ≈ 3 раза. Значение 11.67 см/с, взято из таблицы 2, ст. 218 это средняя скорость программного виброхода при периоде T = 1.04 с, в режиме слабого отката -0.15 см (при большом трении c1 = 2 и φ1 = 114°, т. е. с оптимизацией). Если ход за такт разделить на амплитуду инерцоида S0 = 2·0.3·30 = 18 см., получим 36.12/18 = 2.01 ≈ 2 (для "мощного" также). Для "пружинного" инерцоида имеем ту же закономерность 60 мм/32.84 мм = 1.83 ≈ 2. Так как пересчёт от "мощного" к программному инерцоиду осуществляется примерно в пределах 16%, то нет особых оснований считать, что погрешность этого пересчёта больше этой величины. Программный виброход Евгения Леонидовича даже после оптимизации не смог достичь скорости близкой к v = 34.73 см/c. ... |